Индивидуализация образовательного процесса дошкольников
В общих положениях ФГОС ДО
Пункт 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования. Это и амплификация (обогащение) детского развития, и построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В требованиях к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Пункт 3.2.5. - раскрыты условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей.
· Создание условий для свободного выбора детьми деятельности; принятия самостоятельных решений детьми;
· Выражения своих чувств и мыслей.
· Поддержку детской инициативы и самостоятельности (игровой, проектной, исследовательской, познавательной и т.д.).
Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Неправильно отождествлять индивидуализацию с индивидуальным подходом.
Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития. Попробуем сравнить индивидуализацию и индивидуальный подход.
Рассмотрим различия индивидуализации образования и индивидуального подхода в образовании.
Индивидуальный подход |
Индивидуализация образования |
|
Цель: |
Организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка, обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии |
Содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности |
Способы общения: |
прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата |
признание права выбора, поддержка инициативы; совместное обсуждение целей и плана деятельности, акцент на достоинствах и сильных сторонах личности |
Тактика: |
диктат и опека |
сотрудничество и партнерские отношения |
«Хороший ребенок» |
следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия |
инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий |
Убеждение: |
ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития |
ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта |
Вывод: |
Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание норм (стандарт, требование программы), подготовить для занятия разноуровневые задания |
Индивидуализация распространяется на каждого ребенка: от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянное осмысление происходящего, высокий уровень профессионализма |